Православный храм и его устройство


«Пойте Богу нашему… пойте разумно» Пс. 46, ст. 8.

Храм — это дом Божий, место особого присутствия Господа. Храм — место священное, Самим Богом предназначенное для молитвы. Ибо Господь еще в глубокой древности, в Ветхом Завете, повелел людям построить первый храм.

Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

Ветхозаветный храм и разные богослужебные предметы: жертвенник, семисвечник, кадильница, облачения священников и другие — были сделаны по откровению свыше. Все сделайте, как Я показываю тебе, и образец всех сосудов ее; так и сделайте их, — сказал Господь Моисею. — Поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе (здесь имеется в виду гора Синай. Исх. 25, 9 и 26, 30).

Примерно через 500 лет после этого царь Соломон заменил переносную скинию (палаточный храм) великолепным каменным храмом в городе Иерусалиме. Во время освящения храма таинственное облако сошло и наполнило его. Господь сказал Соломону: Я освятил сей храм и будут очи Мои и сердце Мое там во веки (3 Цар. 8-9-я главы, 1 Паралип. 6-7 главы). В течение десяти веков, от времени царствования Соломона до времени жизни Иисуса Христа, Иерусалимский храм был центром религиозной жизни для всего еврейского народа.

Господь Иисус Христос посещал восстановленный после разрушения Иерусалимский храм и молился в нем. Он требовал от евреев благоговейного отношения к храму, приводя слова пророка Исаии: Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов, и выгнал из храма тех, кто вел себя в нем недостойно (Ис. 56, 7; Ин. 2,13-20).

После сошествия Святого Духа апостолы, по примеру Спасителя, также посещали ветхозаветный храм и молились в нем (Деян. 2, 46). Но при этом они начали дополнять храмовые богослужения особыми христианскими молитвами и Таинствами. А именно, по воскресным дням (в «День Господень») апостолы с христианами собирались в домах верующих (иногда в особо предназначенных для молитвы помещениях — икосах) и там молились, читали Священное Писание, «преломляли хлеб» (совершали Евхаристию) и причащались. Так возникли первые домашние церкви (Деян. 5,42). Позже, во время гонений со стороны языческих правителей, христиане собирались в катакомбах (подземных помещениях) и там совершали Литургию на гробах мучеников.

В первые три столетия христианства, из-за постоянных преследований, христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания в 313 г., христианские храмы начали возникать повсеместно.

Поначалу храмы имели форму базилики — продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха.

Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православный Восток.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Даже снаружи храм напоминает нам о Боге, о молитве, благовествует, проповедует Бога всем своим видом. Храм не похож на другие здания, он очень красив. Обычно храмы строили на возвышенном месте, чтобы они были видны издалека. Храм венчается куполом, чаще всего не одним.

Форма купола похожа на горящую свечу — это символ нашей молитвы к Богу, которая должна возноситься к Нему, как огонь свечи. По этой же причине купола часто золотят и они, особенно на солнце, горят, как пламя. Встречаются также купола, по форме похожие на шлем древнерусского воина. Они напоминают нам о том, что все мы, православные христиане, живущие на земле, члены Церкви воинствующей. Нам приходится постоянно вести борьбу с духами зла и со своими грехами. Купола храмов всегда венчает крест, который является знаменем победы над смертью и диаволом.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Храмы завершаются одною или несколькими главами, увенчанными крестами, для напоминания о Господе Иисусе Христе, совершившем наше спасение на кресте. Одна глава на церкви Божией проповедует о том, что Бог есть един. Три главы означают, что мы кланяемся Богу единому в трех лицах. Пять глав изображают Спасителя и четырех евангелистов. Семь глав строятся на храмах для означения, во-1, семи спасительных таинств, которыми христиане освящаются для получения вечной жизни, во-2, семи вселенских соборов, на которых утверждены правила христианского вероучения и благочиния. Есть храмы и с 13 главами: в сем случае они изображают Спасителя и Его 12 апостолов. Христианские храмы имеют в основании (от земли) или образ креста (напр., храм Христа Спасителя в Москве) или образ круга; крест — для напоминания о Распятом на кресте, круг — для указания людям, что кто принадлежит к православной Церкви, тот может надеяться получить вечную жизнь по смерти.

Скиния Моисеева и храм Соломонов, согласно повелению Божию, разделялись внутри на три части. Сообразно с этим и наши храмы, по большей части, внутри делятся на три отделения. Первая от входа часть называется притвором. В древности здесь стояли оглашенные, т. е. готовящиеся принять крещение, и кающиеся, которые за тяжкие грехи были отлучаемы от общения в таинствах и молитве вместе с прочими христианами. Вторая часть храма занимает средину его и назначена для молитвы всех православных христиан, третье отделение храма — самое главное — это алтарь.

Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия. Он же напоминает рай, в котором до греха жили первые люди. Храмы своими алтарями обращены на восток. Мы совершаем молитву обращаясь на восточную сторону в знак того, что на востоке восходит солнце, а Господь — Солнце Правды, восходящее на востоке жизни.

В алтарь могут входить, и то с великим благоговением, только лица, имеющие священный сан. Прочие без нужды не должны входить в алтарь, женский пол совсем не входит в алтарь для напоминания о том, что за первый грех первой жены Евы все люди потеряли райское блаженство.

Престол алтаря — это главная святыня храма. На нем совершается Таинство Причащения тела и крови Христовых; это место особого присутствия Божия и как бы седалище Божие, трон Царя славы. Касаться престола, целовать его могут только священнослужители — диаконы, священники и епископы. Видимым знаком того, что на престоле невидимо присутствует Господь, служат находящиеся на нем Евангелие и крест. Смотря на эти священные предметы, мы воспоминаем небесного Учителя Христа, приходившего спасти людей от вечной смерти жизнью Своею, смертью и воскресением Своим.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников. На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство Евхаристии, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник существовал еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

С левой стороны от св. престола устрояется обыкновенно в алтаре св. жертвенник, предназначенный для совершения проскомидии — приготовления хлеба и вина к Таинству Причащения.

За престолом, между ним и восточною стеною алтаря, место называется горним, или возвышенным местом, и означает седалище Господа и сидение Его одесную Бога Отца. В средине его никто не может сидеть или стоять кроме архиерея, изображающего Самого Христа. Между св. престолом и царскими вратами могут проходить, и то только для священнодействия лица освященные: диаконы, священники, архиереи. Церковнослужители, ни тем более кто-либо из мирян, не могут ходить там, в знак почтения к тому пути, по которому проходит в Своих Святых Дарах Царь Славы, Господь.

Алтарь отделяется от молитвенного храма иконостасом. Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.

В иконостасе трое дверей, ведущих в алтарь. Средние называются — царскими вратами, потому что чрез них в Святых Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих. Средние врата достойны почтения больше других, потому что чрез них проносятся св. дары и чрез них не позволяется входить простым людям, а только священнослужителям.

На царских вратах изображается благовещение архангела св. Деве Марии, потому что со дня благовещения нам открыт вход в рай, потерянный людьми за грехи их. Еще на царских вратах изображаются св. евангелисты, потому что, только благодаря евангелистам, этим свидетелям жизни Спасителя, мы знаем о Господе Иисусе Христе, о спасительности Его пришествия для наследования нами райской жизни. Евангелист Матфей изображается с человеком ангелоподобным. Этим выражается отличительное свойство его Евангелия, именно, что евангелист Матфей благовествует в своем Евангелии преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа по происхождению от рода Давида и Авраама. Евангелист Марк изображается со львом в знак того, что он начал свое Евангелие с повествования о жизни Предтечи Иоанна в пустыне, где, как известно, живут львы. Евангелист Лука пишется с тельцом для напоминания также о начале его Евангелия, которое прежде всего повествует о священнике Захарии, родителе св. Предтечи, а обязанность священников ветхозаветных главным образом состояла в принесении в жертву тельцов, овец и проч. Евангелист Иоанн изображается с орлом для означения того, что он силою Духа Божия, подобно орлу, парящему под небесами, возвысился своим духом, чтобы изобразить Божество Сына Божия, Которого жизнь на земле он описал наглядно и согласно с истиною.

Боковая дверь иконостаса с левой стороны царских врат называется северною, дверь с правой стороны тех же врат носит название южной двери. Иногда на них изображаются с орудиями своих страданий святые архидиаконы: Стефан, Лаврентий, потому что чрез сии двери имеют вход в алтарь диаконы. А иногда изображаются на северной и южной дверях ангелы и другие святые человеки, конечно, с тою целию, чтобы указать нам на молитвы св. угодников Божиих, при посредстве которых мы со временем удостоится входа в райские селения.

Над царскими вратами, по большей части, бывает икона Тайной вечери для напоминания той сионской горницы велией и устланной, где Господь установил таинство причащения, которое и доселе продолжается в св. алтарях наших храмов.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые. Иконостасом отделяется алтарь от второй части храма, где имеют место все молящиеся. Иконостас должен напоминать христианам о райской жизни, к которой мы должны всеми силами души нашей стремиться, чтобы пребывать в Церкви небесной вместе с Господом, Богоматерью и всеми святыми. Примером своей жизни угодники Божии, во множестве изображенные на иконостасе, указуют нам путь в царство Божие.

Св. иконы, которым мы кланяемся, имеют происхождение самое древнее в Церкви. Первое изображение Господа, по преданию, вышло из Его собственных пречистых рук. Князь эдесский Авгарь был болен. Слыша чудеса Спасителя и не имея возможности лично видеть Его, Авгарю пожелалось иметь хотя образ Его; при этом князь был уверен, что от одного воззрения на лик Спасителя он получит исцеление. Живописец княжеский прибыл в Иудею и всемерно старался списать божественное лицо Спасителя, но по причине блистающей светлости лица Иисусова не мог этого сделать. Тогда Господь позвал живописца, взял у него полотно, отер лицо Свое, и на полотне отобразился чудный, нерукотворенный лик Господа. Праздник ради сей иконы установлен 16 августа.

На всех иконах Спасителя в венцах Его пишутся три буквы: ю, О, H. Эти буквы греческие, означают, что он — сущий, вечный. Со времени принесения веры Христовой из Греции в Россию христианская древность не меняла сих букв на славянские, конечно, из уважения и памяти к той стране, от которой мы просвещены верою Христовою. Есть предание, что иконы Божией Матери и апост. Петра и Павла были написаны евангелистом Лукою. Когда была принесена к Богоматери ее первая икона, то Царице неба и земли угодно было сказать следующие утешительные слова: с этим образом благодать и сила Сына Моего и Моя да будет. Евангелисту Луке приписывается несколько икон Божией Матери, из которых более известны: Смоленская, находящаяся в Смоленском кафедральном соборе, и Владимирская, находящаяся в московском Успенском соборе. На каждой иконе Божией Матери пишутся четыре буквы под титлами: μ ρ. Оу. Это опять греческие слова в сокращении: Митир Феу, и означают они по-русски: Матерь Божия. Мы кланяемся иконам не как Богу, но как св. изображениям Христа, Пресв. Богородицы и св. угодников. Честь икон переходит на того, кого она изображает; кто поклоняется образу, тот поклоняется изображенному на нем. В знак особенного благоговения пред Богом, Богоматерью и св. угодниками Божиими, изображенными на св. иконах, они украшаются металлическими ризами, пред ними ставят чисто-восковые свечи, возжигается елей и воскуряется фимиам. Горящая свеча и возженный елей пред иконою означают нашу любовь к Господу, Пресв. Богородице и св. угодникам Божиим, изображенным на иконах. Каждение пред иконами, кроме благоговения, служит знаком возношения наших молитв к Богу и св. угодникам Его. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою! Так христианин молится Богу вместе со всею Церковью.

Возвышенное на несколько ступеней место между клиросами называется солея. Амвон на солее устрояется против царских врат для возношения ектений и чтения св. евангелия; здесь же произносятся проповеди. Амвон напоминает камень гроба Господня и сидящего на камне ангела с проповедью о воскресении Христа. На амвоне никто не стоит кроме лиц, посвященных в священный сан.

 

 

Комментирование запрещено