Начало христианских праздников восходит к самой глубокой древности. В евангельской истории мы нигде не находим указания на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам какие-либо предписания относительно праздников. Сам Он пользовался иудейскими праздниками (особенно субботой и Пасхой) как временами наиболее удобными для проповеди по причине большого стечения народа в эти дни. Но Он не вменил в обязанность Своим ученикам празднование иудейских празднеств. Апостолы и их преемники из иудеев также участвовали в иудейских праздниках. и по примеру своего Учителя с особым рвением проповедовали в эти дни Благую Весть. Одновременно апостолы снимают с христиан бесполезное и тягостное бремя закона, которое лежало на иудейских праздниках, придавая им лишь религиозно-нравственное значение (1 Кор. 5, 6 и т. д.). Вместо последнего дня седмицы, они устанавливают празднование в первый (после субботы) день (1 Кор. 16, 2) и призывают праздновать Пасху хотя и одновременно с иудеями, но совершением и вкушением Евхаристии (1 Кор. 5, 6).
Праздники церковные – торжественные дни, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. Праздник-праздников — Пасха Христова.
Остальные церковные праздники (список) различаются на великие, двунадесятые (двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы; поэтому одни из них называются Господскими, а другие – Богородичными двунадесятыми праздниками), средние и малые.
По календарному принципу церковные праздники подразделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие).
Пасха – главный христианский праздник Светлого Воскресения Христова. Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. Он был связан с закланием беспорочного агнца для спасения первенцев от смерти во время исхода избранного народа из египетского плена. Определенное Богом заклание беспорочного агнца, по слову свт. Мелитона Сардийского, сделалось спасением Израиля, и смерть его стала жизнью народа. Ветхозаветное заклание пасхального агнца было пророческим прообразом иной, высшей Жертвы, давшей новую жизнь всему человечеству. Такую Жертву принес Воплотившийся Бог на Голгофском Кресте за всех людей. День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Праздник Пасхи – один из древнейших церковных праздников. Его празднование установлено самими апостолами. Точное время празднования Пасхи определил I Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния.
Двунадесятые непереходящие праздники:
7 января — Рождество Христово
19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля — Сретение Господне
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа — Преображение Господне
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября — Воздвижение Креста Господня
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Двунадесятые переходящие праздники:
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Вознесение Господне
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Великие праздники с постоянной датой:
14 января — Обрезание Господне
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — Праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Дни перед большим праздником именуются предпразднством, а дни после праздника именуются попразднством, последний день попразднства называется отданием праздника.
Цвета богослужебных облачений
Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.